Тремор, что это такое — причины, симптомы, лечение

Физиологические причины

• Волнение, страх и переживания – вот достаточно частое объяснение тому, почему трясутся руки и ноги. Такое состояние хорошо знакомо эмоциональным людям, бурно переживающим те или иные события, принимающим близко к сердцу все, что происходит вокруг. В народе в подобных ситуациях говорят «поджилки трясутся», подразумевая ощущения сильного волнения. Стоит человеку успокоиться, и тремор исчезает сам по себе.
  • Длительное физическое напряжение – еще одна причина непроизвольного дрожания конечностей. Профессиональные спортсмены, люди, профессия которых связана с напряженной работой с мелкими предметами (ювелиры, часовщики, хирурги), а также грузчики – для них не редкость, когда трясутся мышцы при напряжении.

Рисунок 2 — От чего трясутся руки у молодых и пожилых?

• Дрожание конечностей у младенцев зачастую связано с тем, что их нервная система не до конца сформирована. Временный тремор у них возникает под воздействием различных раздражителей: например, ребенок голоден, испугался, не хочет купаться, переодеваться и т.п., и на фоне всего этого может наблюдаться ритмичное сокращение мышц. Разумеется, родителям необходимо обеспечить крохе наблюдение у специалиста, чтобы убедиться, что развитие малыша проходит нормально (зачастую тремор в первые месяцы жизни ребенка наблюдается в случаях, когда была сложная беременность и/или имели место родовые травмы).
  • Дрожание рук в молодом возрасте может быть связано не только с переживаниями (например, во время сдачи экзаменов), физическим перенапряжением в ходе спортивных тренировок, но даже с обычным переохлаждением. Последнее иногда приводит к непроизвольному мышечному сокращению, как результат – трясутся руки. Еще одна причина трясущихся рук у подростков – гормональные сбои.
  • Отдельного внимания заслуживают люди, злоупотребляющие алкогольными напитками, а также принимающие различные стимулирующие средства (наркотики, транквилизаторы). Отчего трясутся руки у них? Алкоголь и наркотические средства чрезмерно стимулируют нервные клетки (как следствие – неконтролируемое сокращение мышц), что может приводить к поражению нервной системы и головного мозга.

Рисунок 3 — Пристрастие к алкоголю – одна из причин того, почему дрожат руки

Существует несколько причин, почему трясутся руки. Например, повышенная нервная возбудимость

Разберем более подробно данные виды патологии:

1. К доброкачественному тремору относятся дрожания без видимой причины. Они могут появляться в любом возрасте, но так как дрожания появляются вследствие эмоциональных переживай, зачастую их диагностируют у подростков. Проблема решается приемом успокоительных средств.
  2. Второй вид патологии (постуральный тремор) разделяется на доброкачественный и злокачественный. Вызывается он вследствие сильных нервных потрясений, употребления наркотических и отравляющих веществ, психотропных лекарственных препаратов. Медикаментозный тремор возникает из-за неправильного приёма лекарств, их передозировки или резкой отмены. Его всегда просто отличить от остальных, ведь он мелко-размашистый и заметен, когда человек вытягивает руки и растопыривает пальцы.
  3. Интенционный тремор встречается достаточно редко и отличается крупно-размашистостью дрожания. Оно появляется только при совершении каких-либо действий, а когда мышцы не напряжены, человека дрожь не беспокоит. Причиной патологии данного типа являются заболевания головного мозга и мозжечка, болезнь Вильсона-Коновалова, а также острые нарушения в работе почек и печени.
  4. У пожилых людей основной причиной дрожания рук становится болезнь Паркинсона. Характерной особенностью является то, что правая рабочая рука дрожит сильнее левой. К сожалению, все лечение – симптоматическое, продлевающее жизнь и улучшающее ее качество. Болезнь Паркинсона неизлечима.

Если руки трясутся долго и без видимой причины, нужно посетить врача-невропатолога, ведь избавляться нужно не от дрожания, а того, что его провоцирует.

Дрожание рук обычно появляется сразу после эмоционального «всплеска» и пропадает, как только человеку удается успокоиться

Под тремором подразумевается непроизвольное колебательное движение (дрожание), вызванное сокращением мышц. Дрожание может быть кратковременным и постоянным, также может отличаться амплитуда движений – от еле заметных до очень частых и размашистых.

Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Специалист по лечению боли, невролог

При появлении дрожи в руках следует обратиться в первую очередь к терапевту. В дальнейшем может понадобиться помощь невролога, психолога, токсиколога, эндокринолога и/или других специалистов.

При диагностике врач ориентируется на жалобы пациента. Проводятся внешний осмотр и функциональные тесты (пациента просят вытянуть вперед руки, написать что-то, проверяют чувствительность разных участков тела, оценивают походку и т.д.). Дополнительно могут быть назначены лабораторные исследования (при подозрении на эндокринные заболевания), а также МРТ и/или КТ головного мозга.

Гормональные сбои

Гормональные нарушения тоже могут стать причиной дрожи в руках. Колебания уровня биологически активных веществ, вырабатываемых щитовидной железой приводят к целому ряду неприятных симптомов: дрожат руки, может появиться дрожание языка, наблюдаются проблемы с терморегуляцией, иногда возникают психологические проблемы. Наиболее характерные сопутствующие симптомы – это потеря или истончение волос, потливость, тревожность.

Кроме заболеваний, связанных с нарушением выработки гормонов щитовидной железы, к тремору может привести снижение уровня сахара в крови, характерное для сахарного диабета. В таком случае к тремору прибавляют слабость, повышенная потливость. Неприятные симптомы проходят после дозы быстрых углеводов.

Разновидности тремора

Разным заболеваниям присущи свои характерные признаки, и чтобы разобраться, почему дрожат руки, врач уточняет, как именно проявляется патология. Так, различают тремор покоя и тремор действия.

В первом случае непроизвольные движения происходят тогда, когда человек не делает каких-либо активных действий (просто сидит, стоит, лежит). Во втором случае все наоборот: во время покоя дрожи нет, но как только человек хочет что-то сделать (взять в руки, поставить и т.п.), начинаются неконтролируемые сокращения мышц.

Кроме того, врачи различают несколько видов тремора в зависимости от источника нарушения. Например, если дрожь связана с поражением мозжечка, говорят о церебеллярном треморе, если повреждены нервные волокна, диагностируется нейропатический тремор. Один из самых сложных случаев – повреждение среднего мозга (рубральный тремор). Если в медицинской карте вам написали «дистонический тремор», значит, проблема связана с нарушениями в работе мышечной системы.

Рисунок 6 — Мозжечок

Болезнь Паркинсона

Это самая известная причина для тремора. Главная диагностическая отличительная особенность этой болезни – тремор возникает в состоянии покоя и проходит во время совершения какого-либо действия с мышечным напряжением. У подавляющего большинства заболеваний симптомы проявляются наоборот.

Болезнь Паркинсока как правило вызывает дрожь в правой руке или в левой – болезнь проявляется ассиметрично, с одной стороны тремор сильнее. Чтобы ослабить дрожь достаточно совершить какое-то целенаправленное действие. Но в покое подергивания возникают снова.

Тяжесть патологии

В зависимости от того, с какой силой, интенсивностью и амплитудой трясутся руки, различают тремор разных степеней.

• О незначительном треморе говорят тогда, когда дрожание происходит незаметно, редко и кратковременно. Такое состояние не создает особых трудностей и опасностей для человека.
  • Умеренное дрожание рук уже связано с определенными неудобствами для пациента, в частности, могут возникнуть сложности при работе с мелкими и хрупкими предметами.

Лечение тремора

Как уже было сказано выше, физиологический тремор является обратимым, и обычно не требует специального лечения. Нужно понять, какой фактор вызвал нежелательную реакцию, и устранить его. Как правило, достаточно избегать стрессовых ситуаций, отказаться от частого употребления крепкого кофе и чая, наладить нормальный полноценный сон, уменьшить интенсивность физических нагрузок, и дрожь в конечностях пройдет.

В качестве профилактики пациенту может быть показан специальный курс упражнений. Полезными могут быть занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук (вязание, вышивка, рисование, плетение, занятия эспандером и т.д.). Унять дрожь могут помочь упражнения с утяжелителем (нужно взять в руки что-то тяжелое). Простое и эффективное упражнение, которое может выполнить каждый: сжать руки в кулак и разжать резким движением, повторить 30–50 раз.

Если тремор имеет патологическую природу, нужно лечить основное заболевание.

1. Например, при эссенциальном треморе обычно назначают медикаментозную терапию. Пациентам выписывают блокаторы бета-адренергических рецепторов, витамины, транквилизаторы, а также противосудорожные и противоэпилептические средства. В некоторых случаях, когда тремор приводит к значительным нарушениям активности и дискомфорту, а лекарства не помогают, больному может быть показано хирургическое вмешательство, а именно – имплантация электродов в участок мозга, отвечающего за сенсорное возбуждение.
  2. При треморе, связанном с хроническим злоупотреблением алкоголя и, соответственно, с алкогольным отравлением, нужно бороться с самой зависимостью, и дрожь пройдет. Однако при резком прекращении приема алкоголя у человека наступает так называемый абстинентный синдром, во время которого руки начинают трястись еще больше. Чтобы облегчить состояние и убрать неприятные симптомы, используется медикаментозное лечение: пациенту показаны антагонисты кальция, бета-блокаторы, транквилизаторы и другие лекарственные средства.
  3. При шейном остеохондрозе помогают физические упражнения и массаж, улучшающие кровоток.
  4. При болезни Паркинсона, которая пока относится к неизлечимым (заболевание постепенно прогрессирует), помимо медикаментозной терапии, используются силовые упражнения (лечение в каждом случае подбирается с учетом особенностей формы заболевания).

Не надо ни стесняться, ни игнорировать проблему, если трясутся руки. Нужно как можно скорее разобраться, с чем связано нарушение. В большинстве случаев от патологии можно избавиться полностью или до такой степени, чтобы она не доставляла дискомфорта.

Видео 1 — Почему у меня трясутся руки?

В основе любого ответа на вопрос: как лечить тремор? Лежит качественная и грамотная диагностика, определяющая форму тремора и факторы, спровоцировавшие его развитие. Поскольку именно от причин, породивших тремор, зависит выбор терапевтических средств.

Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Похожие публикации