Метастазы в головном мозге при раке

Прогноз и профилактика

При отсутствии адекватной терапии продолжительность жизни больных с метастазами раковой опухоли в головной мозг не превышает одного месяца. Кортикостероидная терапия продлевает жизнь на два-три месяца. С помощью лучевой терапии срок жизни больных увеличивается до шести месяцев. Онкологи Юсуповской больницы применяют инновационные методики лечения онкологических больных с помощью ультрасовременного медицинского оборудования. Это позволяет продлить жизнь пациентов на несколько лет.

Единственный действенный метод профилактики метастазов рака в головной мозг – своевременная диагностик и адекватная терапия первичных опухолей. Чтобы сохранить жизнь, при появлении ранних признаков опухолевого процесса обращайтесь в клинику онкологии Юсуповской больницы. Записывайтесь на приём к онкологу онлайн или звоните по телефону контакт-центра в любое время дня и ночи независимо от дня недели.

Список литературы

• МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Черенков В. Г. Клиническая онкология. — 3-е изд. — М.: Медицинская книга, 2010. — 434 с. — ISBN 978-5-91894-002-0.
  • Широкорад В. И., Махсон А. Н., Ядыков О. А. Состояние онкоурологической помощи в Москве // Онкоурология. — 2013. — № 4. — С. 10—13.
  • Волосянко М. И. Традиционные и естественные методы предупреждения и лечения рака, Аквариум, 1994
  • John Niederhuber, James Armitage, James Doroshow, Michael Kastan, Joel Tepper Abeloff’s Clinical Oncology — 5th Edition, eMEDICAL BOOKS, 2013

Наши специалисты

Цены на услуги *

Клиническая картина

Метастазы головного мозга – это вторичные злокачественные опухоли, которые формируются в результате развития онкологического заболевания у больного. Код по МКБ-10 – С79.3. Их наличие замедляет или делает неэффективным лечение. Формирование вторичных опухолей заметно сокращает жизнь человека, к тому же увеличивает риски наступления смерти не по причине основной патологии.

Статистика предупреждает о том, что метастазы в головном мозге возникают в 5-8 раз чаще, нежели первичный рак головного мозга.

Объясняется подобное химиотерапевтической процедурой, которая не имеет возможности устранить все раковые клетки в органе вследствие плохого проникновения вещества в ткани.

На образование опухолей в головном мозге влияет вид рака. В первую очередь метастазы в голове являются последствием рака следующих органов:

• почек;
  • кишечника;
  • кожных покровов в виде меланомы;
  • молочной железы;
  • часто развивается рак легких или гортани с метастазами в головной мозг.

Нельзя недооценивать опасность образования метастазов и при раке других внутренних органов и костей. Мужчина, страдающий онкологией простаты, также может попасть в зону риска наступления смерти от вторичной опухоли мозга. У женщин могут сформироваться новообразования вследствие рака яичников.

Больные онкологией старшего возраста – от 55 лет и старше – больше подвержены поражению головного мозга. В результате образования вторичных опухолей происходит отмирание ткани жизненно важного органа. Это приводит к нарушению функций, что нередко воспринимается признаком инсульта.

Диагноз устанавливается на основании результатов проведенных исследований, для выполнения которых в центре онкологии Юсуповской больницы используется ультрасовременное информативное оборудование, позволяющее определить разновидность опухоли: первичный рак мозга, метастазы и доброкачественные новообразования. Диагностика и последующее лечение подбирается двумя профильными специалистами: онкологом и нейрохирургом.

Для обнаружения метастазов в головном мозге назначается инструментальное обследование, в которое входят:

• компьютерная томография с контрастированием – для выявления локализации новообразования, её характера и размера;
  • магнитно-резонансная томография – считается высокоточным способом диагностики, применяемым для определения новообразований даже самых маленьких размеров на ранних стадиях онкологического процесса;
  • ангиография;
  • стереотаксическая биопсия;
  • позитронно-эмиссионная томография.

Полученные результаты вышеперечисленных диагностических исследований позволяют врачам Юсуповской больницы подобрать максимально эффективную тактику лечения, которая поможет облегчить состояние больного и продлить срок его жизни.

Программу лечения специалисты центра онкологии Юсуповской больницы разрабатывают индивидуально для каждого пациента клиники, учитывая при этом степень прогрессирования метастатического процесса, количество метастаз (встречаются не только единичные, но и множественные метастазы в мозг), возраст больного, его общее состояние и другие немаловажные факторы.

Для лечения метастазов врачи-онкологи Юсуповской больницы используют самые современные методики:

• нейрохирургическое вмешательство – применяется пациентам с резектабельными единичными новообразованиями в головном мозге. Данная сложная операция проводится с использованием инновационной системы нейронавигации. В случае необходимости используют флуоресцентную навигацию, которая позволяет различать пораженные области от здоровых структур головного мозга;
  • лучевая терапия – способствует разрушению злокачественных клеток в области, на которую она направляется (в данном случае — облучение головного мозга при метастазах). Последствия лучевой терапии зависят от многих индивидуальных факторов и могут быть как умеренными, так и серьезными, так как данный метод воздействует не только на патологическое образование, но и на здоровые близлежащие ткани;
  • химиотерапия;
  • гамма-нож (стереотаксическая радиохирургия);
  • медикаментозная терапия – представляет собой прием лекарственных средств, помогающих облегчить состояние больного, снять острую боль и другие неблагоприятные признаки онкологического заболевания.

Проведение комплексного лечения метастазов головного мозга, к сожалению, не является гарантом полного выздоровления, так как это тяжелое осложнение не всегда может поддаваться полноценной терапии, даже в случае, если нейрохирургам удалить все имеющиеся метастатические новообразования. Лечебные процедуры направлены, прежде всего, на то, чтобы облегчить общее состояние тяжелобольного человека и продлить срок жизни пациента с диагнозом «метастазы в головном мозге».

Формирование

Жить с метастазами в голове можно в течение нескольких месяцев или лет, при этом, не замечая начавшийся процесс образования опухолей. Подобное объясняется сроками их развития, которые проходят несколько стадий:

1. Как только у больного человека начинает расти злокачественная опухоль, раковые клетки прорастают в соседние ткани. Далее клетки отрываются и с током крови и лимфы переносятся в близлежащие органы,  где оседают по принципу дочерних клеток. В течение определенного времени они находятся в состоянии покоя. Если организм человека не ослаблен, метастаз нет в течение нескольких месяцев. При условии, что больной проходит химические облучения с целью разрушения раковой опухоли, клетки погибают.
  2. При благоприятных для раковых клеток обстоятельствах начинается их размножение – деление и рост. Если произошло поражение головного мозга, больного будут беспокоить головные боли, головокружение, тошнота. Клетки формируются в узел, образуя новую злокачественную опухоль у больного.
  3. Как только у больного была диагностирована хотя бы одна опухоль-метастаза в голове, ему выносят вердикт – рак 4 стадии.

Оставаться в таком состоянии больному не позволят, поэтому врачи назначают день операции для удаления опухоли. Это предотвратит поражение нервной системы, возможное кровоизлияние и прочие опасные последствия, которые приведут к смерти онкобольного.

Симптомы проявления

Симптомы наличия метастазов в головном мозге отличаются в зависимости от локализации опухоли. Патологические процессы представленного характера могут проявляться следующим образом:

• приступы головной боли;
  • ухудшение координации движений, потеря способности ориентироваться в пространстве;
  • эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся постоянной сменой настроения;
  • необоснованная тошнота и рвота;
  • нарушение чувствительности рецепторов;
  • ухудшение зрения – симптом нередко влечет изменение размеров зрачков (они также могут быть разными);
  • нарушение умственной и мозговой деятельности – больной перестает слышать или понимать речь, отмечаются нарушения памяти, ухудшение логического мышления, впадение в беспамятство или в апатичное состояние;
  • судорожные припадки.

Наличие метастазов в головном мозге может проявляться по-разному, иногда самым неожиданным способом.

Самым опасным последствием онкологического заболевания являются метастазы, в том числе метастазы в головном мозге. Продолжительность жизни больных с подобным диагнозом при отсутствии адекватного лечения составляет не более одного месяца.

Применение кортикостероидной терапии обеспечивает продление жизни на два-три месяца.

С помощью лучевой терапии срок жизни больных может быть увеличен до шести месяцев.

Благодаря комплексному лечению, применению инновационных методик и использованию ультрасовременного медицинского оборудования жизнь пациентов центра онкологии Юсуповской больницы продлевается на несколько лет!

Для того, чтобы предупредить развитие метастазов, необходимо придерживаться нескольких важных правил:

• своевременно обращаться к специалистам для проведения комплексной диагностики и раннего выявления опухолевых образований;
  • начинать лечить онкологические заболевания на начальных стадиях развития злокачественных процессов;
  • при обнаружении злокачественной опухоли соблюдать все рекомендации лечащего врача.

Чтобы избежать возникновения серьезных осложнений, нужно соблюдать главные профилактические правила – вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек, что будет способствовать снижению рисков развития всех онкологических заболеваний, последствием которых являются метастазы в головном мозге.

Записаться на прием к высококвалифицированному врачу-онкологу центра онкологии, получить полную информацию о стоимости диагностических процедур и методах лечения метастазов в головном мозге, можно по телефонуЮсуповской больницы или онлайн на сайте клиники.

Список литературы

• МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница

Наши специалисты