Ребенок не разговаривает к 2 годам – все причины задержки речевого развития у детей

Нормы начального речевого развития

Медицинские специалисты отмечают, что задержка речевого развития у детей может быть вызвана множеством факторов. Во-первых, это может быть связано с индивидуальными особенностями развития ребенка, такими как генетическая предрасположенность или особенности нервной системы. Во-вторых, врачи указывают на влияние окружающей среды: недостаток общения, низкий уровень стимуляции речи со стороны родителей и отсутствие взаимодействия с другими детьми могут замедлить развитие речевых навыков. Также стоит учитывать наличие слуховых нарушений, которые могут препятствовать восприятию звуков и слов. Психологические факторы, такие как страх или неуверенность, также могут играть роль. Важно, чтобы родители не игнорировали эту проблему и своевременно обращались к специалистам для диагностики и коррекции речевого развития. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку развить необходимые навыки.

Когда и что делать, если ребёнок не говорит? - Доктор КомаровскийКогда и что делать, если ребёнок не говорит? – Доктор Комаровский

А.Н. Гвоздев условно разделил речевое развитие на три основных периода:

  1. «Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней».
  2. «Усвоение грамматической структуры предложения».
  3. «Усвоение ребенком морфологической структуры языка».

Ученый поясняет, как складывается языковая система у детей дошкольного возраста, через какие периоды своего развития она проходит.

Знать эти нормы нужно и родителям, и педагогам, работающим с детьми.

Таблица: Нормы развития детской речи:

Возраст ребенка Показатели доречевого и речевого развития

1-2 мес.

Появляются крики разной интонации

1,5-3 мес.

Малыш гукает и «гулит», повторяя за родителями или самостоятельно произнося слоги

4-5 мес.

Появляется лепет, отдельные подобия слов из двух одинаковых слогов

8 мес.-1 г. 3 мес.

Появляются лепетные слова и звукоподражания (ляля, биби, пи-пи), к году таких слов 3-4, к 1г.3 мес. – около 6 слов

1 г. 6 мес.

Словарный запас малыша от 7 до 20 слов

1,5 г. – 2 г. 2 мес.

Появление предложений из 2 слов типа «дай пи» (пить)

1 г. 10 мес.

Появление фразы, состоящей из двух слов, ребенок может показать 2-3 части тела

1 г. 9 мес.- 2,5 года

Малыш может задать вопрос, его словарь вырос до 50 слов, он понимает и выполняет инструкцию из 2 частей

2 г.4 мес.- 3,5 года

Ребенок начинает изменять слова в соответствии с грамматикой родного языка, может сказать, как его зовут, сколько ему лет

3 года

Словарный запас 250 слов, малышу доступны предложения из 3 слов

2,5 -3,5 года

Период сочинения собственных слов, в речи появляются местоимения я, мы, мне, ты

2,5-4 года

Во время игры ребенок сопровождает свои действия проговариванием того, что он делает

Известный детский психиатр К.Г. Ушаков считает: «При всей условности периодизация нужна, как для учета меняющихся качеств психики, для разработки приемов воспитания и обогащения ребенка знаниями…, так и для создания системы профилактики».

Бывает, что ребенок не говорит и в 4-5 лет — что же делать родителям?

Когда ребенок не начинает говорить к двум годам, это вызывает беспокойство у родителей и близких. Многие считают, что задержка речевого развития может быть связана с различными факторами. Во-первых, это может быть наследственность: если у родителей были подобные проблемы в детстве, вероятность их повторения возрастает. Во-вторых, недостаток общения и стимуляции со стороны взрослых также играет важную роль. Часто дети, которые растут в окружении, где мало разговаривают, могут отставать в речевом развитии.

Кроме того, медицинские причины, такие как слуховые нарушения или неврологические расстройства, могут влиять на способность ребенка говорить. Психологические факторы, включая страх или тревожность, также могут задерживать речь. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут варьироваться. В случае сомнений стоит обратиться к специалистам, которые помогут выявить причины и предложить подходящие методы коррекции.

Почему ребенок не разговаривает в два года. Невролог КрасноваПочему ребенок не разговаривает в два года. Невролог Краснова

Схема системного развития нормальной детской речи

Тяжелее всего приходится родителям детей с недоразвитием речи, потому что коррекция этого недостатка занимает порой несколько лет. И это при условии, что я занимаюсь с такими детьми по три раза в неделю, а дома родители самоотверженно ежедневно упражняются с ребенком.

Для закрепления эффекта от занятий требуется периодически проводить медикаментозную стимуляцию речевых зон мозга детским невропатологом.

И даже такие меры не гарантируют того, что к началу школьного обучения малыш наравне со сверстниками освоит все возможности родной речи.

Горько сознавать, что всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители таких детей были несколько осмотрительнее, более внимательными, и более ответственно отнеслись к своему ребенку.

Если не брать в расчет такие фатальные причины, повлиять на благополучный исход которых никто не в состоянии — например, генетически запрограммированные патологии и родовые травмы, в большинстве случаев в том, что к 2 годам ребенок не говорит, виноваты его родители.

Безответственное отношение к беременности

«Уж сколько раз твердили миру…» о вреде для беременной женщины курения и алкоголя, а девушки, безответственно относящиеся к здоровью будущего малыша, встречаются все чаще и чаще. Счастье, если ребенок родится с сохранным интеллектом, но и тогда отрицательное влияние токсинов на мозг обеспечено. Поскольку речь – самое молодое образование у человека, то и страдает она при всевозможных проблемах самая первая.

Речевые зоны мозга могут быть повреждены:

  • При частых стрессах беременной женщины.
  • При резус-конфликте.
  • При сочетании беременности с сахарным диабетом, патологиями почек, щитовидной железы и другими хроническими заболеваниями.
  • При генетической предрасположенности.
  • При действии токсинов никотина, алкоголя, наркотиков, бесконтрольном приеме лекарств.
  • При не леченном позднем токсикозе беременности (гестозе).
  • При родовых травмах, при травмах головного мозга в раннем детстве.

Последняя причина дает самые тяжелые последствия недоразвития речи, если не считать пристрастие к вредным привычкам.

Госпитализм, как причина задержки реччевого развития ребенка до 2 лет

Задержка речевого развития это не диагноз?Задержка речевого развития это не диагноз?

Ограничение общения с взрослыми в раннем детстве

Нормальная речь не сформируется у ребенка, обделенного вниманием взрослых с первых месяцев жизни. Наверное, всем известны истории «о детях Маугли», воспитанных животными, речь которых уже восстановить невозможно даже при самом большом желании.

Термин «госпитализм» характеризует состояние детей-сирот, которые с рождения росли в условиях больницы. При самом хорошем уходе они чаще домашних детей болели и значительно отставали в развитии. Вот как велико значение общения со взрослыми для развития вообще, и для речевого развития в частности.

Даже 2-3 месячный малыш должен слышать обращенную к нему речь взрослых. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и заставляет вслушиваться в речь, различать свое имя.

Нужно показывать грудным детям игрушки, различные предметы ближайшего окружения, стимулировать его делать первые попытки произнести слоги. Это побуждает ребенка повторить их еще раз.

Нужно показать поближе заинтересовавший малыша предмет, назвать его несколько раз. Если это игрушка — показать, как с ней можно играть, сопровождая свои слова действиями. Манипуляции, проводимые матерью, вроде умывания, кормления, переодевания, следует сопровождать подробными комментариями, называя предметы обихода и действия с ними.

Если ребенку попались «молчаливые» родители, или вместо игрушек или общения с матерью он с утра до вечера видит постоянно бубнящий телевизор, не стоит удивляться, что к 2 годам малыш не произнесет не только ни одного предложения, но и не в состоянии будет выговорить ни одного слова.

Недостаточно чтения

Огромное значение для общего развития и для развития речи имеет приучение детей к слушанию произведений детской литературы. Богатство народных потешек, песенок, сказок и прибауток поможет ребенку раньше заговорить. Впоследствии произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и многих других великолепных детских писателей станут для малыша ориентиром правильной речи.

Не стоит обольщаться, что будет хорошо учиться в школе ребенок, в доме которого нет ни одной книги, и родители которого не читают ничего, кроме сообщений в социальных сетях. Может, он и станет середнячком, но звезд с неба хватать не будет — это точно. Ребенку нужно не просто читать, но и обращать внимание на поступки героев произведения, на авторские обороты речи, заучивать фразы и стихотворения.

Увлечение компьютерными играми

Как умиляет взрослых малыш, в 2-3 года уверенно пользующийся планшетом или смартфоном родителей. Многим мамам спокойно заниматься домашними делами, когда малыш может, и час и два смотреть мультфильмы не самого лучшего качества.

К сожалению, у этой медали есть и оборотная сторона. Чрезмерное и раннее знакомство с гаджетами и бесконтрольный просмотр мультфильмов тормозит восприятие ребенком речи взрослых, переводя его в область зрительных образов.

В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию. Из-за этого, а так же из-за того, что во время таких занятий нет живого эмоционального общения, очень страдает развитие речи.

Слова героев мультиков для ребенка – пустой звук, особенно в раннем детстве, это просто поток шума, проходящий мимо ушей.

Безответственное отношение к задержке развития речи

Больше всего меня возмущает, когда мамы, ребенок которых к 2 годам задержался на уровне лепета, когда его речь похожа на речь иностранца, которого никто не понимает, совершено не беспокоятся.

«Ничего, заговорит». «Вот у Маши дочка в пять лет заговорила — и ничего страшного». «Его папа тоже сказал первое слово поздно». «Да не пойду я к невропатологу, начнут делать уколы, совсем тормозом станет». И это — только малая доля того, что мне приходилось слышать от мам, дети которых к 2 годам не могли сказать ни одного слова!

А, между тем, уже в два года и шесть месяцев возможны занятия с логопедом, стимулирующие речевое развитие. Они проводятся в игровой форме, специалист владеет приемами диагностики и коррекции таких нарушений. В случае необходимости он посоветует подключить детского психоневролога, психолога-дефектолога.

Детская психика пластична, чем раньше начаты такие занятия — тем больше можно сделать за то же самое время.

Японские ученые приводят в своих исследованиях аргументы, говорящие о том, что коррекция недоразвития речи, начатая после 3 лет, вообще не дает значимого эффекта.

Почему ребенок после 2 не говорит?

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Факторы влияющие на развитие речи у детей

Что происходит после 3-х лет

Ребенок идет в детсад. К этому моменту он знает 250-700 слов – колоссальная цифра, правда? Детсадовец строит предложения из 5-8 слов, выполняет задания («надень это на шею»). А еще знает свое имя, понимает короткие рассказики и сказки.

Дальше речь развивается стремительно (хотя в обыденности мы этого не замечаем). Например:

  • 4 года. Ребенок употребляет 1500-2000 слов (больше, чем некоторые из нас знают из английского). Использует предлоги и союзы, начинает правильно произносить шипящие звуки.
  • 5 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. В предложениях употребляются все части речи.
  • 7 лет. Ребенок дошкольного возраста употребляет до 3500 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать).

К подготовительной группе ДОУ у дошкольника развивается память, внимание и логическое мышление. Он может сам, связной речью объяснить значение какого-либо понятия («зима – это когда холодно и рано темнеет»). Ребенок имеет предпосылки для успешного школьного обучения.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2 Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4 Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5 Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6 Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8 Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9 Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10 Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11 Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12 Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Речевые нормы по возрасту

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5 Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2 Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3 Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4 Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5 Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6 Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7 Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

  Речь ребенка в год

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этап Характеристика
0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
Полгода Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

Возраст Характеристика
От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Подведём итоги

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • К одному году ребенок в норме говорит от двух слов. Слово — звукокомплекс обозначающий предмет, действие или человека.
  • К двум годам появляется простая фраза: «Папа, дай», «Хочу играть!». Появляются твердые согласные звуки т, д, п. Всё чаще стечение согласных замещается одним звуком. В сложных словах может пропускаться слог.
  • В три года ребенок переходит от «аморфных» звукоподражательных слов понятных только близким к общеупотребительным словам. появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л, ч, щ, ж, ц. Допускается смешение артикуляционно-близких звуковю. Слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • К пяти годам полностью формируется звукопроизношение. Ребенок способен оценивать свое и чужое произношение. В слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • К школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, так как сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую понимание опережает активную речь. Произносительные слова могут появиться ближе к двум с половиной годам.

Виды речевых патологий

Выяснить, что стало причиной того, что ребенок не говорит, под силу только специалисту. Поэтому при малейшем подозрении на задержку речи, нужно срочно пройти обследование у хорошего специалиста.

От правильного диагноза многое зависит, потому что при разных патологиях используются разные методики коррекции.

Таблица речевого развития для педагогов ДОУ

Воспитателям приходится оценивать более сложные речевые показатели. Их характеристики приведены в таблице. Табличка речевого онтогенеза (развития) составлена по труду известного лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Таблицу активно используют для оценивания навыков деток в ДОУ.

В этой статье (внизу) приведена табличка «Показатели речевого развития». Это тоже по Гвоздеву, только чуть в видоизмененной и более понятной форме. Позволю себе не повторять ее тут, но обязательно загляните. Там идет разбивка по годам и расписано, что ребенок должен уметь из фонетики, грамматики, лексики и связной речи. Можно вообще распечатать и на стенку повесить.

таблица

И еще несколько слов. Развитие речи – признак становления психики ребенка. В первые годы жизни мозг развивается очень интенсивно. Функции нервной системы нужно тренировать, иначе может возникнуть (и остаться) задержка. Самое критическое время – первые три года. В это время не уделили должного внимания речи? Значит, дальше понадобится очень много усилий, чтобы догнать.

Ребенок хорошо воспринимает родную речь и овладевает ею, если у него натренирован артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает речь, если слыша ее слова, повторяет.

Правило действует не только в детсаду, но и во взрослом возрасте. Например, чтобы хорошо сделать доклад на конференции, надо потренироваться его произносить. Чтобы правильно воспринимать и повторять речь, надо хорошо ее воспринимать на слух. Эти взаимосвязи очень интересны. Проведу аналогии: чтобы усваивалась письменная речь, должны быть отработаны движения глаз и рук.

Источники

  • https://www.OdnaDama.ru/deti/esli-rebenok-k-2-ne-govorit-predlozheniyami-eto-vina-roditelej/
  • https://www.studmed.ru/shema-normalnogo-razvitiya-detskoy-rechi-po-an-gvozdevu_a127c9a7c4d.html
  • https://logopodolsk.ru/rech-po-pravilam/normy-rechevogo-razvitiya-detej.html
  • https://vospitanie.guru/rech/rech-detej-po-vozrastu

[свернуть]

Вопрос-ответ

Что тормозит развитие речи у ребенка?

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха, недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба, нарушения зрения, поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год

Что делать, если ребенок в 2 года ничего не говорит?

Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.

Почему у детей бывает задержка речевого развития?

Причины задержки психического речевого развития ребенка Наиболее часто выявляются такие причины патологии: Нарушения формирования речевых зон в центрах головного мозга в период внутриутробного развития. Они могут быть вызваны гипоксией, инфекционным поражением плода, заболеваниями и травмами, перенесенными беременной.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на общее развитие ребенка. Задержка речевого развития может быть связана с другими аспектами, такими как моторные навыки или социальные взаимодействия. Убедитесь, что ваш ребенок развивает и другие навыки, такие как игра с другими детьми и выполнение простых физических задач.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду. Общайтесь с ребенком как можно больше, читайте ему книги, пойте песни и описывайте окружающие предметы. Это поможет ребенку расширить словарный запас и развить навыки общения.

СОВЕТ №3

Обратитесь к специалисту. Если вы заметили, что ваш ребенок не говорит к двум годам, не стесняйтесь проконсультироваться с логопедом или педиатром. Раннее вмешательство может оказать значительное влияние на развитие речевых навыков.

СОВЕТ №4

Не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Вместо того чтобы беспокоиться о том, что другие дети говорят больше, сосредоточьтесь на поддержке и поощрении своего ребенка в его уникальном процессе обучения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации