Топ эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка быстро читать
Многие мамы и папы думают, что чем больше их ребенок прочитает за один раз страниц, тем проще ему будет научиться быстро читать. Но это так не работает, поэтому родители рискуют столкнуться с яростным сопротивлением и нежеланием учиться. Нельзя подавлять волю дочери или сына, так как такое отношение к ребенку может вызвать у него депрессию и привести к замкнутости.
Чтобы быстрое чтение осваивалось малышом эффективнее и легче, родителям нужно вызвать у него искренний интерес к этому занятию. Используйте не принуждение, а игровую форму. Учитесь вместе с ребенком всегда и везде, а не в строго определенное время: пусть малыш как можно быстрее читает то, что написано на рекламных плакатах, вывесках, табличках с названием остановок, улиц, магазинов и т.д.
Хотя описанные ниже упражнения рекомендовано выполнять каждый день, но нельзя заставлять ребенка тренироваться тогда, когда он устал, плохо себя чувствует или болеет. Так как все силы детского организма уходят на восстановление, то никаких положительных результатов в этот день вы не получите.
Многие родители, видя, что их ребенок показывает отличные результаты, забрасывают занятия и перестают уделять тренировкам должное внимание. Нельзя останавливаться на достигнутом, ведь чем больше вы будете заниматься со своим малышом, тем проще в будущем ему будет даваться учеба в школе и университете.
Мнение врачей о методах обучения чтению детей подчеркивает важность индивидуального подхода. Специалисты отмечают, что использование разнообразных техник, таких как фонетический анализ, игры с буквами и чтение вслух, способствует развитию навыков. Врачи рекомендуют начинать с простых текстов, постепенно увеличивая их сложность, что помогает поддерживать интерес ребенка. Также важно создать комфортную атмосферу для чтения, где ребенок не будет чувствовать давления. Врачи акцентируют внимание на том, что регулярные занятия и положительное подкрепление играют ключевую роль в формировании навыка. Кроме того, использование современных технологий, таких как обучающие приложения, может значительно ускорить процесс.
✔ Упражнение №1. Читаем с пересказом одной или нескольких страниц
Начинать нужно с одного-двух абзацев. Ребенок должен не просто прочитать абзац, но и, осознав его суть, пересказать основный смысл. Если вы видите, что малыш отлично справляется с заданием, то можете смело переходить к чтению и пересказу сначала одной, а затем и нескольких страниц.
Увеличивайте объем прочитанного и пересказанного текста постепенно, а не сразу. Если вчера ребенок прочитал и пересказал четыре абзаца, то сегодня объем можно увеличить до пяти-шести абзацев. Если же вы сразу увеличите объема с четырех-пяти абзацев до двух-трех страниц, то ребенку будет очень сложно настроиться на нужный лад и показывать положительные результаты.
Не заставляйте малыша дословно пересказывать прочитанный текст и передавать все подробности от третьих лиц, иначе он быстро потеряет интерес к этому занятию и больше не захочет его выполнять. Пусть он просто расскажет, какие основные события происходили, кто в этих событиях принимал участие и чем все это закончилось.
Данное упражнение рекомендовано выполнять ежедневно. Если ваш малыш читает очень плохо, то тогда поступайте следующим образом: читайте сами одну или несколько страниц, а ребенок пусть пересказывает услышанное.
✔ Упражнение №2. Работаем с отрывками
Суть данного упражнения заключается в следующем: к текущей скорости чтения ребенка необходимо прибавить 25-35 слов. Если ваш малыш читает 40 слов в минуту, то к этому числу необходимо прибавить еще около 30-32 слов, чтобы в итоге он работал с отрывком, состоящим из 70-72 слов. Если же ваш ребенок читает в минуту 70 слов, то ему необходимо работать с отрывком, состоящим из 100-102 слов (70 слов + 30 слов = 100 слов) и т.д.
Отрывок следует внимательно и вдумчиво прочитать два-три раза. Знакомясь с отрывком впервые, малыш будет чувствовать себя не совсем уверенно, поэтому процесс чтения будет довольно-таки медленным и займет больше одной минуты. Большинство детей за это время прочитывают чуть меньше или чуть больше половины, но практически никогда не дочитывают текст до конца.
Данное упражнение ставит перед ребенком конкретную задачу: прочитать до конца заданный отрывок ровно за 60 секунд. Читать выбранный отрывок нужно по два-три раза каждый день до тех пор, пока он не будет прочитан за одну минуту. Если ребенок прочитал текст меньше, чем за одну минуту, то задание считается выполненным. Если же чтение занимает больше одной минут – то следует продолжать работу с этим текстом.
Обязательное условие: отработка выбранного отрывка должна происходить вслух, а не про себя. Пока ребенок читает текст вслух, родитель слушает и смотрит на секундомер. Если же малыш будет читать отрывок про себя, то взрослый не сможет объективно оценить уровень быстроты чтения своего ребенка.
Многие родители, стремясь помочь своим детям освоить чтение, обращаются к различным методикам. Отзывы о 16 эффективных подходах к обучению чтению варьируются от восторженных до скептических. Некоторые мамы и папы отмечают, что игровые методы, такие как использование карточек и интерактивных приложений, делают процесс увлекательным и менее напряженным. Другие родители подчеркивают важность регулярной практики и чтения вслух, что способствует не только быстрому освоению навыков, но и укреплению эмоциональной связи с ребенком.
Однако встречаются и мнения, что некоторые методики могут быть слишком сложными для малышей, вызывая у них стресс и нежелание учиться. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы, которые работают для одного, могут не подойти другому. Поэтому многие эксперты советуют комбинировать различные методы, адаптируя их под индивидуальные потребности и интересы ребенка. В конечном итоге, ключ к успеху — это терпение и поддержка со стороны родителей.
✔ Упражнение №3. Читаем и рассуждаем
Данное упражнение подходит для деток с 8-10 лет. Сначала ребенок читает небольшой текст, в котором содержится определенная проблема, идея, мысль, вопрос или утверждение. Задача школьника заключается в том, чтобы сначала осмыслить прочитанное, а затем развернуто порассуждать на заданную тему.
Маме или папе нужно внимательно следить за тем, чтобы высказываемые ребенком предложения имели единую связь и были логичными.Таких предложений должно быть не менее 12-14, поэтому дайте ученику на обдумывание темы немного времени, а через 5-15 минут приступайте к выслушиванию и обсуждению.
Это упражнение является замечательной психологической подготовкой к устным экзаменам, с которыми школьник в обязательном порядке будет иметь дело не только в средней и старшей школе, но и в университете.
✔ Упражнение №4. Волнообразное чтение
Данное упражнение идеально подходит для повышения быстроты чтения тем детям, которые в минуту читают не меньше 55-65 слов.
Сначала ребенок вслух читает выбранный отрывок в обычном положении. Затем родитель поворачивает книгу или журнал на девяносто градусов, а задача малыша заключается в том, чтобы как можно быстрее прочитать расположенный необычным образом текст вслух. Затем книгу или журнал следует расположить вверх ногами, а затем повернуть на сто восемьдесят градусов по отношению к ребенку.
Начинать выполнение этого упражнения необходимо с одного-двух абзацев. Постепенно объем можно увеличивать до пяти-шести абзацев или целой страницы. Некоторые специалисты утверждают, что узнать реальную скорость чтения ребенка можно лишь тогда, когда он читает текст вверх ногами.
✔ Упражнение №5. Читаем таблицы звуков, слогов и слов
Данное упражнение эффективно помогает тем детям, которые читают 35-65 слов в минуту, увеличить скорость чтения и выйти с послогового на пословное чтение. Благодаря этому упражнению ребенок научится более быстро и качественно распознавать буквы и слоги.
Чтобы добиться положительных результатов и научить ребенка быстро читать, при работе с таблицами следует соблюдать определенные правила. Читать таблицы можно только столбиками и на определенное время (на одну таблицу у ребенка должно уходить порядка 30-40 секунд). Полученные результаты нужно в обязательном порядке записывать, иначе родители не смогут отслеживать динамику и делать соответствующие выводы.
Начинайте с одной таблицы, но постепенно увеличивайте объем до трех-четырех таблиц. Следите за тем, чтобы малыш на одном дыхании произносил не меньше половины столбика, так как в будущем это поможет ему отработать правильную интонацию.
Где взять таблицы? Вы можете сами их нарисовать, попросить у воспитателя или учителя, отыскать в интернете или в специализированной литературе.
✔ Упражнение №6. Вычеркиваем «лишние» буквы
Данное упражнение поможет научить быстрому чтению тех детей, которые плохо различают буквы. Возьмите несколько листов бумаги и крупным шрифтом напечатайте на них любые доступные малышу отрывки текстов. Отдайте эти листы ребенку и попросите его вычеркнуть встречающуюся в текстах букву «Г». Буква может быть любой. Если вы знаете, что какую-то конкретную букву ваш малыш различает хуже остальных, то именно эта буква и должна фигурировать в задании.
На выполнение задания ребенку дается не больше 3-4 минут. Основная задача данного упражнения заключается не в том, чтобы он вычеркнул как можно больше «лишних» букв, а в том, чтобы он не пропустил ни одной «лишней» буквы в уже прочитанном им тексте.
Первоначальное задание можно постепенно усложнять:вычеркивать букву «В», а букву «Д» обводить кружочком; вычеркивать букву «Т» красным карандашом, а букву «С» — зеленым карандашом, вычеркивать буквы «П», «Р» и «О» оранжевым карандашом, а буквы «М» и «Я» обводить кружочком, искать редкие буквы «Ф», «Щ», «Ь», «Ж», «Ы» и т.д.
Если у вас нет времени на заготовку листов с текстами, то можно взять уже прочитанный детский журнал. Книгу брать не рекомендовано, так как ребенок должен понимать, что на книге рисовать нельзя. Малыш должен держать данное ему задание в голове, поэтому ничего записывать не нужно.
Буквы следует постоянно менять. Если вчера ребенок вычеркивал букву «Д», то сегодня его внимание нужно обратить на букву «К» или «Л». Данное упражнение нужно выполнять ежедневно.
✔ Упражнение №7. Разбираемся в тарабарском языке
Данное упражнение подойдет тем детям, которые медленно читают из-за плохого понимания смысла прочитанного. Заготовьте несколько групп карточек с псевдословами. Для каждого псевдослова нужно заготовить порядка 5-8 карточек, на двух из которых должны быть написаны одинаковые псевдослова.
Если вы выбрали псевдослово «КАРТАРКА», то одинаково напишите его на двух карточках, а на остальных напишите похожие псевдослова, которые незначительно (порядком букв, одной-двумя буквами и т.д.) отличаются от двух идентичных: «КАВТАНКА», «КАТРАРКА», «КАРДАЬКА», «КАРАРКТА», «КАКТАКРА», «КАРТАКРА».
Расскажите ребенку о том, что когда-то восточный мудрец изучал тарабарский язык, а понравившиеся ему слова записывал на карточках. Вот только карточки перепутались. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить карточки с одинаковыми псевдословами на тарабарском языке в одну стопку.
Это упражнение не только повысит уровень быстроты чтения ребенка, но и поможет ему развить орфографическую зоркость.
✔ Упражнение №8. Читаем с паузами
Благодаря данному упражнению ребенок не только научится быстро читать, но и прокачает навык быстрого поиска по тексту. Попросите малыша читать вслух в собственном ритме. Как только родитель скажет «Стоп», ребенок сразу же прекращает читать, отрывается от книги или журнала, поднимает голову и на несколько секунд закрывает глаза.
Следите за тем, чтобы руки сына или дочери находились на коленях, иначе может возникнуть желание отметить в тексте пальцем место остановки. Как только родитель скажет «Старт», ребенок сразу же возвращается к книге, глазами ищет то место, на котором он остановился, и продолжает читать вслух.
Упражнение следует выполнять ежедневно в течение 10-20 минут. Желательно делать это утром, так как именно в это время суток малышу легче всего сконцентрировать свое внимание на тексте.
✔ Упражнение №9. Читаем с подстройкой
Данное упражнение поможет повысить общую скорость чтения. Возьмите любимую книжку ребенка и, водя пальцем, карандашом или указкой по строкам, начните читать про себя. Ребенок же пусть читает вслух. Он должен, подстраиваясь под темп родителя, успевать за пальцем или указкой.
Чтобы упражнение было эффективным и помогло достичь необходимых результатов, следует запомнить и неукоснительно выполнять одно правило: взрослому нельзя замедлять свой темп чтения, чтобы подстроиться под темп малыша. Это ребенок должен стараться ускорять свой темп, чтобы успеть за мамой или папой. Только так вы научите своего ребенка читать намного вдумчивее, быстрее и правильнее.
✔ Упражнение №10. Ищем слова в тексте
Выполняя данное упражнение, ребенок сможет прокачать уже имеющийся, но пока еще находящийся на минимальном уровне навык быстрого чтения.
Суть этого упражнения заключается в том, чтобы малыш как можно быстрее отыскал в тексте определенное слово. Маленьким деткам для выполнения этого упражнения следует давать небольшие сказки, текст которых занимает не больше одной странички. Деткам же постарше можно предложить более объемные тексты.
✔ Упражнение №11. Читаем «послание в бутылке»
Данное упражнение подойдет ученикам младшей школы и не только улучшит скорость их чтения, но и повысит уровень орфографической зоркости, расширит словарный запас, поможет развить творческие способности, сообразительность и внимание.
Заранее подготовьте все необходимое для выполнения упражнения: напечатайте или напишите от руки небольшое письмо от имени моряков, африканских детей или австралийского аборигена, но некоторые буквы «сотрите» при помощи ластика или корректора. «Стирая» буквы, учитывайте уровень вашего ребенка. Чем лучше и чем быстрее ваш малыш умеет читать, тем больше букв можно «стереть».
Самый оптимальный вариант – одна «стертая» буква на два-три слова. «Стертая» буква должна находиться в середине или в конце слова. Пропускать буквы в соседних словах нельзя. Если желаете повысить сложность упражнения, то «стирайте» первую букву или несколько букв подряд.
Готовое письмо поместите в стеклянную или пластиковую бутылку и расскажите ребенку о том, что в ваших руках самым удивительным образом (передал зайчик, принес Нептун, отдал знакомый моряк и т.д.) оказалось морское послание в бутылке. Достаньте письмо из бутылки и, сделав удивленное лицо, расскажите сыну или дочери о том, что некоторые буквы «съела» морская вода.
Задача ребенка заключается в том, чтобы как можно быстрее дописать отсутствующие буквы в письме.
✔ Упражнение №12. Сначала читаем по вершкам, а потом по корешкам
Данное упражнение нравится многим детям младшего школьного возраста. Если ваш малыш будет ежедневно выполнять это упражнение, то в будущем у него не возникнет никаких проблем с чтением.
Возьмите закладку или линейку и прикройте ею нижнюю половину букв. Так как нижняя половина строчки будет скрыта от глаз ребенка, то ему придется читать по вершкам. Если поначалу дочери или сыну будет тяжело сориентироваться, то линейку или закладку можно немножко сдвинуть в сторону, чтобы подсмотреть, что же там за ней скрывается.
Затем нужно закрыть верхнюю половину букв и скрыть от ребенка половину верхней части строки. Читать слова по корешкам намного сложнее, чем по вершкам. Но постепенно малыш привыкнет и начнет читать быстро и без ошибок.
✔ Упражнение №13. Прикрываем уже прочитанные слова
Данное упражнение поможет развить и улучшить уже имеющийся у ребенка навык быстрого чтения. Так как при чтении возвратные движения глаз сильно снижают уровень скорости чтения, то родителям следует сделать все возможное, чтобы отучить малыша от этой вредной привычки.
Сделать это можно при помощи закладки. Попросите ребенка читать вслух и каждое уже прочитанное им слово закрывать закладкой. Как только малыш прочитает слово, он сразу же должен закрыть его закладкой.
Если ребенок будет каждый день выполнять это упражнение, то постепенно он избавится от привычки постоянно возвращаться к уже прочитанному тексту глазами.
✔ Упражнение №14. Играем в «Правда или ложь»
Для выполнения этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, на которых нужно написать правдивые и неправдивые фразы: «Шоколад – это такой зеленый и кислый фрукт», «Зимой дети лепят снеговиков и катаются на санках», «Летом идет снег», «У собачки четыре лапки», «У машины семь колес», «В детском садике можно встретить реального робота, прилетевшего с другой планеты», «У мамы синие волосы» и т.д.
Расскажите ребенку, что вы хотите сыграть с ним в интересную игру и предложите ему выбрать одну из карточек. Пусть малыш прочитает то, что там написано, а потом скажет, соответствует ли прочитанное им утверждение реальному положению вещей.
✔ Упражнение №15. Ищем «странные» буквы
Для выполнения этого упражнения взрослому необходимо заранее заготовить карточки, на которых нужно написать или напечатать короткие стихотворения, пословицы, загадки, шутки-прибаутки и т.д. Пишите текст крупными буквами, чтобы ребенку было легко и удобно его читать. Несколько букв на каждой карточке напишите по-другому: переверните вверх ногами, выделите другим цветом или шрифтом, замените рисунком или картинкой и т.д.
Расскажите ребенку, что вы совершенно неожиданно встретились с волшебником, который передал вам магические карточки и попросил прочитать, так как сам он не может справиться с этим заданием. Спросите у малыша, сможет ли он помочь доброму волшебнику, а затем приступайте к выполнению задания. Пусть ребенок ищет «странные» буквы в текстах и рассказывает вам, какая нормальная буква должна быть на месте «странной» буквы.
Постепенно задание можно усложнять: видоизменять несколько букв подряд, писать более объемные и сложные тексты и т.д.
Неразвитый речевой аппарат
Эта проблема частично перекликается с неправильным дыханием. Некоторые дети не могут читать быстрее, потому что их губы и язычок просто не способны двигаться быстрее. При малейшем ускорении они начинают путать буквы, переставлять слоги и т.д.
Поэтому в данном случае обязательно выполняем упражнения на дыхание и на развитие речевого аппарата. Упражнения также помогают научиться отчетливо выговаривать звуки и читать выразительно.
Упражнение 1
Счет на время
Ребенок, у которого плохо развит речевой аппарат не сможет выполнить это упражнение. Так что это своего рода и тест, и тренажер. Необходимо вслух быстро (не более 1 минуты) сосчитать до 100. При отработке прямого счета приступаем к отработке обратного счета от 100 до 1.
Упражнение 2
Выразительный счет
Упражнение заключается в изменение высоты, громкости голоса или интонации при счете. Здесь возможны различные варианты. Например, можно повышать голос при счете от 1 до 10 и, постепенно снижать голос при обратном счете.
Упражнение повторяется с изменением громкости голоса.
Варианты интонаций: просящая, ласковая, требовательная, робкая и т.д.
Упражнение 3
Поющий счет
Данное упражнение похоже на предыдущее, но все числа при счете не говорятся, а поются.
Упражнение 4
Скороговорки
Проговаривание скороговорок великолепно развивает речевой аппарат ребенка. Сначала нужно научиться медленно, отчетливо проговаривать одну скороговорку, а затем четко и быстро произносить несколько скороговорок подряд.
Примеры скороговорок:
Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
Бык-тупогуб по дороге бежал.
По дороге бежал, головой лишь мотал.
У быка бела губа была тупа.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Также очень полезно следующее упражнение со скороговорками.
На каждое слово скороговорки делается логическое ударение.
Хорош пирожок, внутри пирожок.
Хорош пирожок, внутри пирожок.
Хорош пирожок, внутри пирожок.
Хорош пирожок, внутри пирожок.
Самые удачные и удобные для использования с детьми, скороговорки вы можете найти в статье «Скороговорки».
Не совершайте эти ошибки
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Долго читают тексты
Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания.
Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Методики развития быстрого чтения
В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.
Разминка
Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.
1) Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;
2) Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;
3) Вдохнуть и выдохнуть порциями.
Возвратные движения глаз
Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Собственно чтение
Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.
Когда человек читает, он:
- различает буквы;
- складывает их в слова;
- понимает смысл.
Вот в этих направлениях и надо работать.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Буква-шутница»
Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.
Упражнение «Муха»
Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.
Упражнение «Кто больше»
Надо придумывать слова на заданную букву.
Упражнение «Цепочка»
Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)
Упражнение «Вычеркивание»
Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»
Правила
- Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
- Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
- Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
- Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.
Понимание смысла прочитанного
Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.
Смотрите также:
- 18 упражнений на понимание текста.
- Как научить ребенка понимать текст.
В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.
Упражнение «Тарабарский язык»
«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».
Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.
Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.
Упражнение «Письмо в бутылке»
Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.
«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».
«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.
Упражнение «Что на картинке?»
Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.
Упражнение «Печатная машинка»
Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.
Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)
Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:
- «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
- «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.
Занятия в первом классе
Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.
Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.
Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.
Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.
Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.
Слоговая таблица скоростного чтения
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Хоровое произнесение текста
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Комплексная программа для чтения
- многократное повторение написанного;
- чтение в быстром ритме скороговорки;
- продолжение чтения незнакомого текста с выражением.
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
Варианты упражнений
- Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
- Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
- Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
Готовим к чтению дошколят
Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.
Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки родителей
- Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
- Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
- говорим: П и А будет ПА;
- чтение по буквам: Б, А, Б, А;
- анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.
ИНТЕРЕСНО: как эффективно научить ребенка в возрасте 5 лет говорить букву Р?
Учим читать правильно
Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.
Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.
Маленький угол зрения
Человек, имеющий среднюю скорость при чтении охватывает взглядом пару слов, а дети часто не охватывают взглядом и одного слова. Из-за этого глаза совершают много лишних остановок. Движение взгляда дробится на короткие фрагменты. Чем шире поле зрения, тем меньше остановок в движении глаз и тем быстрее и эффективнее чтение.
Помочь в этом могут упражнения с таблицами Шульте. Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке числа, в центре таблицы — знак для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно назвать их. Более подробно об этом упражнении читайте в статье «Таблицы Шульте». Там же вы сможете бесплатно скачать книгу, в которой собрано более 100 таблиц Шульте различной сложности.
Источники
- https://BestLavka.ru/16-ehffektivnyh-metodik-kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat/
- http://naymenok.ru/kak-nauchit-rebenka-bystree-chitat/
- https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
- https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/
- https://fishki.net/3403971-kak-nauchity-rebenka-bystro-chitaty.html
- https://pedsovet.su/metodika/6606_kak_nauchit_rebenka_chitat_bystro_pravilno
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
[свернуть]
Вопрос-ответ
Что делать, чтобы ребенок быстро читал?
Начинайте с самых легких текстов и постепенно переходите к более усложненным. Фиксируйте результаты ребенка. Устройте с ребенком соревновательное состязание. После прочтения текста попросите ребенка пересказать информацию, которую он только что узнал.
Как увеличить скорость чтения у ребенка?
Использование слоговых таблиц. Эта методика помогает ученикам научиться быстро соединять слоги в целые слова. Цифровые таблицы. В ячейках карточек хаотично написаны цифры от 1 до 25. Игра «Найди слово». Она помогает школьникам научиться искать нужную информацию в тексте.
Какой лучший метод научить ребенка читать?
Группа пришла к выводу, что конкретная инструкция по основным частям чтения (фонематическое восприятие, фонетика, беглость, словарный запас и понимание) является наилучшим подходом к обучению большинства детей чтению. Инструкции также должны быть систематическими (хорошо спланированными и последовательными) и понятными.
Как развить у ребенка желание читать?
ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методики. Включите в процесс обучения игры с буквами и словами, такие как “Словесные пазлы” или “Буквенные кроссворды”. Это сделает чтение более увлекательным и поможет ребенку быстрее усваивать материал.
СОВЕТ №2
Читайте вместе. Регулярное чтение с ребенком не только развивает его навыки, но и укрепляет вашу связь. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы и делитесь впечатлениями, чтобы развить критическое мышление и интерес к чтению.
СОВЕТ №3
Создайте комфортную атмосферу для чтения. Обеспечьте ребенку уютное место с хорошим освещением и минимальными отвлекающими факторами. Это поможет ему сосредоточиться на чтении и сделает процесс более приятным.
СОВЕТ №4
Используйте разнообразные материалы. Предлагайте ребенку читать не только книги, но и журналы, комиксы, стихи и даже инструкции. Разнообразие форматов поможет удержать его интерес и расширить кругозор.